В идеале работа над юзабилити должна происходить не после того, как выясняется, что эффективность сайта равна нулю, а на самых ранних этапах создания. Построить удобный сайт, имея в голове четкое представление о его структуре и целях, значительно проще, чем, если описание его назначения будет сводиться к одному слову «представительство».
Прежде всего, планируя сайт, следует сформулировать, с какой целью он создается, и какие задачи будет выполнять. Если же сайт уже создан, но отдачи от него нет, также не будет лишним выяснить эти вопросы.
Основной критерий определения задач сайта, это то, какова цель его создания, коммерческий он, или некоммерческий.
Планируете ли Вы прямо или косвенно получать прибыль с сайта или он будет выполнять только информационную функцию?
- Коммерческий сайт может иметь любой вид, но цель у него одна – продавать или способствовать продажам. Даже если сайт, представляющий некую компанию, на первый взгляд прямо не предназначен для получения прибыли, по сути, он способствует продажам, внедряя товар или бренд. Подобную задачу может также выполнять проект с тематическими статьями или форум, привлекая целевых посетителей — потенциальных клиентов.
- Некоммерческие сайты, как правило, создаются общественными организациями, политическими движениями, а также людьми, имеющими схожие увлечения. Обычно такие сайты содержат много информации и не предлагают никаких товаров и услуг.
Примерами некоммерческих сайтов являются форумы, клубы по интересам, домашние странички, посвященные одному человеку и блоги (сайты, представляющие собой Интернет-дневники, которые ведутся наподобие новостной ленты).
Некоммерческие сайты создаются с целью получения новой информации, организации общения и обмена мнениями между людьми, объединенными общими интересами.
Разумеется, юзабилити важно для любого типа сайтов, но коммерческие обычно озабочены этим вопросом намного больше.
Исходя из того, к какому типу (коммерческому или нет) относится сайт, можно формулировать задачи, которые он должен выполнять. Сначала они могут быть представлены достаточно абстрактно: «продажа определенных товаров или услуг». Далее ставится вопрос о предполагаемых действиях посетителя. В качестве примера можно привести очень краткий, практически «идеальный» план действий:
- Посетитель заходит на страницу
- Читает информацию о товаре или услуге
- Делает заказ
В большинстве случаев все намного сложнее. Прежде чем сделать заказ, посетитель скорее всего посетит несколько других разделов сайта, причем последовательность их просмотра может показаться на первый взгляд нелогичной (об этом мы еще поговорим в конце первой части). Посетитель также может параллельно просматривать другие сайты, сравнивая цены и условия.
Нельзя исключать и ситуации, когда посетитель в момент просмотра сайта:
- слушает музыку;
- читает статью или сообщения на форуме;
- разговаривает по телефону;
- жарит котлеты;
- а также совершает множество других посторонних действий, которые, разумеется, никак не способствуют повышению его внимательности и сосредоточенности.
Все люди разные. Кто-то лучше воспринимает информацию, кто-то хуже, кто-то устает после часа работы за компьютером, кто-то через двенадцать. Физические возможности также не у всех одинаковы – стоит учитывать, что существует немало людей с ослабленным зрением, а кто-то имеет нарушения в восприятии цвета.
Естественно, невозможно подстроить сайт под каждого пользователя индивидуально, поэтому все, что нам остается, это соблюдать некоторые общие требования, позволяющие создать приемлемый интерфейс для «среднего пользователя».
Невозможно учесть всех факторов, но составить примерный план действий посетителя все же стоит. Ведь именно на основании этого в дальнейшем будут продумываться различные составляющие сайта – тексты, расположение разделов, макет и так далее.
Цели и задачи сайта продуманы? Следующий этап – планирование структуры и иерархии всех страниц сайта. Начинается этот процесс с обобщения всей информации, относящейся к теме сайту, с последующим ее распределением по разделам и подразделам. Успешным завершением является составление списка, где подробно расписано, что будет находиться на каждой странице.
Далее создается каркас, макет сайта (статья «Эффективное планирование сайта. Каркас»). Нужно представить, где будет находиться заголовок, логотип, где содержание, меню и остальные элементы? Каркас рисуют на бумаге или в графических редакторах. Однако не обязательно придумывать что-то особенное, достаточно воспользоваться одним из распространенных вариантов.