Всякая система, используемая человеком, должна обладать механизмами, обеспечивающими взаимодействие с ней. Например, если речь идет о бытовой технике, то такими механизмами являются кнопки на панели управления. Если мы говорим о компьютере, то взаимодействие пользователя с ним будет осуществляться с помощью монитора, мыши и клавиатуры.
Совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами, называется «интерфейс». От способов построения интерфейса зависит правильность понимания отдаваемых системе команд, что позволяет не навредить ей и работать эффективно.
Взаимодействие может осуществляться на внутреннем (программном) и внешнем (аппаратном) уровнях.
- На внешнем уровне это взаимодействие с мышью или клавиатурой, когда интерфейс определяется формой, количеством кнопок и чувствительностью;
- На программном уровне к интерфейсу относятся панели инструментов, строка командного меню, курсор и другие графические элементы экрана.
Элементы интерфейса браузера (программа для просмотра Интернет-страниц) Internet Explorer 7
Качественным признаком, который определяет, насколько интерфейс пользователя прост и удобен в использовании, является юзабилити.
Что такое юзабилити?
Дословный перевод слова юзаби́лити (англ. usability) – «возможность быть используемым», «практичность». Если сказать проще, то юзабилити – это понятность, простота и удобство пользования определенным продуктом.
Данное понятие схоже с термином «эргономика», который означает научную дисциплину, изучающую производственную деятельность человека и ставящую целью ее оптимизацию. Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.
Эргономика охватывает такие системы как «человек-общество», «коллектив-организация», «человек-сеть» и прочие, тогда как термин юзабилити обычно используется применительно к компьютерной технике.
- Интуитивное понимание. Пользователь должен как можно меньше экспериментировать, чтобы получить нужную ему информацию, не посещая ненужные ему страницы и не выискивая по часу кнопку или ссылку. Для этого сайт не должен содержать большое количество нестандартных решений, элементы должны быть самоочевидными.
- Простота. Начав знакомство с сайтом с нуля, пользователь должен быстро разобраться в его структуре и обучиться работе с ним. Если пользователь решит снова посетить сайт, он должен работать также эффективно, как и в прошлый раз.
- Удобство. И, наконец, пользователю должно быть комфортно находиться на сайте. Образно говоря, после завершения работы пользователь не должен проклинать свой компьютер и создателя сайта. Будет лучше, если он, улыбаясь, откинется на спинку кресла, получив удовлетворение от выполненной работы
Основная задача человека, разрабатывающего интерфейс, состоит в том, чтобы сделать его удобным для пользователя. Но так как все взаимосвязано, это невозможно без того, чтобы сделать его простым и понятным.
Безусловно, помимо юзабилити важна также полезность, практическая значимость материалов, представленных на сайте. Какой толк в удобном интерфейсе, если информация является для вас бесполезной? Нет ничего хорошего и в сайте, содержащем большее количество интересной информации, но которую из-за сложного интерфейса пользователь просто может не найти.
В Интернете, как и в жизни, все происходит стремительно. Пара секунд, первое впечатление — и все, посетитель либо уходит, либо остается. Но отчего же это зависит?
Самое важное, что нужно знать о юзабилити
Часто разработчики сайтов думают, что посетители будут последовательно проходить по каждой странице, тщательно разбираться в устройстве и структуре сайта, внимательно читать все тексты и усердно раздумывать, прежде чем выбрать ту или иную ссылку.
Увы, в реальности ситуация несколько иная. Точнее, совершенно иная.
Вместо того чтобы внимательно изучать сайт, обычно пользователи Интернета быстро пробегают глазами по каждой странице, выделяют первое, что заинтересовало, и на основании этого решают, что делать дальше. При этом большая часть информации на странице, скорее всего, останется незамеченной.
Странно? Странно. Но при таком обилии информации, которая в большинстве случаев является лишней, и огромного количества плохо организованных сайтов, это выглядит вполне логичным. Ведь если мы будем тратить свое время на тщательное изучение каждого сайта, времени на что-то другое у нас просто не останется. Особенно если учитывать, что доступ в Интернет у многих пользователей ограничен – медленная скорость, поминутная оплата. Неудивительно, что все куда-то спешат.
Хотя, как ни странно, так же ситуация обстоит и с чтением различных руководств и инструкций, даже если к Интернету они никакого отношения не имеют. Как правило, все осваивается «методом тыка». И только если ни одна попытка не увенчалась успехом, можно почитать «как же оно работает». Но и то при условии, что инструкция не окажется слишком длинной.
Конечно, если это руководство по работе стиральной машины, например, вы отнесетесь к нему с большим вниманием — в жизни неправильное использование бытовых приборов может стать причиной их поломки. Но при использовании сайта неверный выбор приведет лишь к тому, что придется несколько раз нажать на кнопку «Назад».
Почему? Ответ прост – так быстрее и так интереснее. Кроме того, тщательный анализ всех возможных вариантов не всегда приводит к положительным результатам. Если мы говорим об Интернете – масса сайтов выглядит настолько запутано и непонятно, что лучшим вариантом является сделать выбор наугад, а затем, если не получилось, начать сначала.
Естественно, если на сайте размещены эксклюзивные материалы, то можно потратить какое-то время на выяснение принципов его работы. Но такой сайт будет популярен до тех пор, пока рядом не возникнет другой, более понятный и удобный в использовании.
Создатели сайтов вряд ли что-то могут сделать со склонность пользователей к быстрому просмотру страниц, но всегда есть возможность разрабатывать страницы, исходя из этой особенности.