Как написать текст, который прочитают до конца? — Пишите системно!

Ум — не что иное, как хорошо организованная система знаний.
(Константин Ушинский)

Рекомендую перед началом написания текста составить его примерный план, а не писать «с чистого листа». Впрочем, такой способ тоже хорош и часто необходим, но в конце концов вы все равно придете к составлению плана, только делать это придется уже в процессе. Расписывать все детали перед началом не имеет большого смысла, план должен быть именно «примерный». В момент написания все детали и так уточняются.

Обычно план выглядит как список заголовков и подзаголовков, каждый из которых представляет собой некую смысловую часть. В свою очередь эта часть содержит текст, который предполагает еще большее уточнение. Достигается эффект разделения текста на небольшие смысловые блоки за счет абзацев.

Абзац — всего лишь отрезок текста, но в тоже время он рассматривается как отдельный объект. Попробуйте понаблюдать за собой во время чтения текста, разбитого на абзацы. Если вы будете внимательны, то заметите, что после каждого абзаца автоматически выдерживается некоторая пауза. Поэтому следует запомнить, что для каждого абзаца лучше использовать только одну мысль. Для каждой идеи свой абзац. Не стоит помещать в один абзац сразу все содержание, но и размусоливать одну мысль в нескольких тоже не разумно.

Чем лучше вы осознаете предназначение и структуру абзаца, тем лучше у вас получится оформить его. Строить абзац следует с определения главной мысли, которую он и будет описывать. Основная идея абзаца обычно выражается в одном-двух предложениях, все остальные играют роль второстепенных — они служат для подтверждения, описания и уточнения основной мысли.

Главную мысль желательно разместить в самом начале, чтобы сразу было понятно, о чем речь. Не следует держать читателя в подвешенном состоянии, ведь при размещении информации в Интернете, в отличии от печатных изданий, это неактуально. При беглом просмотре выхватываются именно главные мысли, поэтому чем раньше они будут изложены, тем лучше. Возможность уловить основную идею в первом предложении позволит пропустить остальную часть абзаца. Если же читатель решит продолжить изучение абзаца, то понимание главной мысли поможет упростить восприятие вспомогательных.

Возможно, что мысль окажется настолько объемной, что ее разъяснение и уточнение растянет абзац на половину страницы, а то и больше. В таком случае я рекомендую либо немного упростить идею, разбив на несколько, либо вынести в заголовок, обозначив как тему.

Но не всегда получается выделить главную мысль и тем более излагать ее в самом начале. Тогда можно абзац (или даже весь текст) сначала написать, а только потом отредактировать его, выделив главное и переместив в начало.

А бывает, что это главное и не находится. Наиболее вероятно, что такой  абзац «пустой» и не несет ничего нового. Его лучше вообще исключить или частично перенести в более подходящий по смыслу.

Стоит также учитывать, что часто идеи, изложенные в разных абзацах, связаны или одна следует из другой. В тексте нужно обязательно обозначать эту связь. Наиболее простой способ указать на нее — начинать предложение со слов-связок, таких как «следовательно» и других. Они делятся на несколько категорий:

  • Сложение одного с другим (плюс, также, в дополнение, более того)
  • Утверждение (не случайно, известно, как правило)
  • Перемещение в будущее время (затем, далее, последний)
  • Перечисление (во-первых, во-вторых),
  • Сравнение и противопоставление (аналогично, наоборот),
  • Отслеживание причин (таким образом, в последствии, из этого следует),
  • Доказательство, объяснение (иначе говоря, поэтому, следовательно),
  • Резюме, вывод (вкратце, значит, в результате, итак)

Помимо слов-связок, можно также связывать свои идеи с помощью уже изученного материала. Например, сделать небольшое отступление, чтобы коротко напомнить об упомянутых прежде идеях для определения контекста следующей.

Часто это бывает даже необходимо, так как без упоминания уже знакомой или старой информации, последующий текст может быть просто не понят.

При таком подходе (постепенного перехода) читатели гораздо быстрее смогут осмысливать предложения, чем если бы вы вдруг ввели новую идею, никак при этом их не подготовив. Новые идеи в этом случае лучше запомнятся и будут удерживаться более продолжительное время.

Но существует опасность, что пользователь не читал, о чем писалось ранее. Информация на сайте зачастую разбита на отдельные странички и человек может зайти на любую из них (например, с поисковых систем), не зная, что начал с середины . Поэтому и не нужно, чтобы эта «середина» сильно чувствовалась, избегайте обобщений вроде «вы уже знаете», «как мы уже говорили». Если информация, требуемая для понимания контекста, расположена на другой страничке, просто дайте на нее ссылку.

Умение писать системно приходит не сразу и также, как и любой другой навык, требует тренировки. Помимо написания собственных текстов с предварительным продумыванием структуры, тренироваться можно на уже готовых текстах других авторов.

После прочтения небольшого отрывка (4-5 абзацев) попробуйте сначала выделить в каждом абзаце основную мысль, а затем составить краткий план. Таким образом вы не только потренируетесь составлению структуры, но сможете лучше усвоить и запомнить полученную информацию — а это очень полезный навык.

Для примера я привожу простой текст из школьной программы, жирным начертанием выделены основные мысли.

Три состояния вещества

Зимой вода на поверхности водоемов замерзает, переходит в твердое состояние — лед. Подо льдом вода остается жидкой. Здесь одновременно существуют два различных состояния воды — твердое (лед) и жидкое (вода). Существует и третье состояние воды — газообразное: невидимый ледяной пар находится в окружающем нас воздухе. На примере воды мы видим, что вещества могут находиться в трех состояниях: в виде твердого тела, жидкости и газа.

Твердое тело в обычных условиях трудно сжать или растянуть, оно сохраняет объем. И для изменения формы твердого тела, например чтобы согнуть его или разорвать, нужно приложить усилие. Сохранение объема и формы — свойства твердых тел.

Жидкость легко меняет свою форму, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму — форму шарика. Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют свой объем. Сохранилось описание одного опыта: воду налили в свинцовый шар и запаяли, чтобы она не могла вылиться при сжатии. При ударили по шару тяжелым молотком, чтобы он сжался и сжал воду. Но вода не сжалась, она просочилась сквозь стенки шара.

Опытами можно доказать, что газы имеют объем. Но в отличие от жидкости объем газа довольно легко изменить. Газ может быть сильно сжат. Даже руками легко сжать воздух в мяче так, что объем его заметно уменьшится. Газы имеют еще одно особенное свойство: они занимают всю предоставленную им емкость. Следовательно, газы не имеют собственной формы, они принимают форму того сосуда или помещения, в котором находятся. Итак, газы не имеют постоянного объема и собственной формы — заполняют целиком всю предоставленную им емкость.

(Из учебника «Физика» 7 кл. А.В. Перышкин, Н.А. Родина)

Краткий план строится на основании выделенных основных мыслей:

  • Вещества могут находиться в трех состояниях: в виде твердого тела, жидкости и газа.
  • Сохранение объема и формы — свойства твердых тел
  • Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют свой объем
  • Газы не имеют постоянного объема и собственной формы — заполняют целиком всю предоставленную им емкость

А если сократить такой план еще больше, то получится:

  • Три состояния вещества
  • Твердое тело (объем +, форма +)
  • Жидкость (объем +, форма -)
  • Газ (объем -, форма -)

На основании этого уже можно писать, дополняя и объясняя основные мысли.

Напоследок стоит сказать, что составление структуры текста будет удобна не только вам, как автору, но и как читателю. Поэтому необязательно «скрывать» все логические связи в тексте, можно и в самом начале вынести в список темы, которые будут рассматриваться.

В конце, как обобщение, это тоже будет смотреться неплохо, но в середине — уже нелогично, разве что это будет подведение промежуточных итогов.

И вообще, везде, где можно использовать списки, делайте это! Длинное перечисление через запятую может быть уместно в художественной книге, когда читатель может позволить себе отдохнуть, читая ее на диване. Если же мы говорим об информации в Интернете, то информацию нужно излагать как можно более кратко, точно и.. системно!

В виде списка можно представить практически любое перечисление. Это позволяет читающему быстро просматривать предлагаемую информацию, пропускать неинтересные места и находить наиболее достойные внимания. При этом, размещая элементы перечисления в списке и отмечая каждый каким-то графическим символом, можно продемонстрировать, что с одной стороны эти элементы чем-то похожи, а с другой – все они в чем-то отличаются.

Длинный список можно разбивать на отдельные части с подзаголовками. Только не стоит забывать, что используя сложные многоуровневые списки, очень легко запутаться как самому, так и втянуть в это читателя 🙂

Продолжение статьи «Как написать текст, который прочитают до конца?» — Выделяйте ключевые слова и основные мысли.