Как написать текст, который прочитают до конца? — Используйте примеры и иллюстрации!

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
(Пословица)

Доводилось ли вам замечать, что при чтении хороших книг ощущается, будто писатель обращается лично к вам? Создается некий уют, а в голове прокручивается увлекательное яркое «кино». Или опытный оратор настолько увлекает вас своей речью, что вы начинаете чувствовать некую близость, даже если в зале сидит много людей?

Впрочем, оратор может играть интонацией, всячески передвигаться по сцене и совершать много другие действий, оживляющих его выступление. У писателя же из инструментов только буквы, но зато их целых тридцать три. А если прибавить и знаки препинания, то вообще раздолье! Кроме того, неоспоримое преимущество писателя в том, что у него всегда есть некоторое время, чтобы подумать и текст свой как следует отредактировать, тогда как оратору нужно выдавать все сразу, ведь аудитория перед ним, сидит и ждет.

А уж если вы в Интернете свои тексты размещаете, то вам вообще несказанно повезло, потому что получаете вы дополнительно еще несколько очень полезных инструментов. Но о них позже.

Конечно, это не статья «как написать бестселлер», и нужно нам не столько художественные образы преподнести, сколько сделать так, чтобы читатель ваш текст прочитал с интересом, все усвоил и.. Сделал правильные выводы 🙂

Задача автора  — «рисовать словами»

Как же сделать так, чтобы чтение статьи, к примеру, о карликовых лошадках, можно было сравнить с чтением художественной литературы? Очень просто, если вы знаете несколько простых правил.

Во-первых, следует запомнить, что мыслим мы все образно, «картинками». Так уж наше мышление устроено и, как мне кажется, без этого было бы неинтересно. И если после прочтения текста в голове образа такого не создалось то увы и ах, бесполезный был текст. Скорее всего, через какое-то время он забудется. Но с большей долей вероятности до конца его просто никто не прочитает.

Для иллюстрации примера приведу несколько предложений. А вы уже сами посмотрите, создается ли при чтении «картинка» и почему.

  • Человек сдвинул предмет
  • Мальчик ударил по мячу
  • Рыжеволосый паренек в синей спортивной форме с разбегу шибанул по футбольному мячу

Задача автора  — «рисовать словами». Добавляйте к описанным образам детали, если это возможно. Если вы имеет в виду белого котенка сиамской породы с маленьким серым пятнышком на левом ухе, так и напишите, а не ограничивайтесь безликим «кошка». Даже когда вы говорите «напольные часы с маятником», то разве это не создает более конкретный образ, чем простое слово «часы»? Избавьтесь от шаблонных слов, делающих текст «мертвым». Конкретизируйте, наполняя слова живыми образами.

Рассказывайте истории!

Помимо «оживления» текста, подчас его очень полезно немного разнообразить. Выполнение какого-то однотипного действия, как правило, утомляет. И чтение сложного текста вполне можно отнести к таким занятиям. Чтобы переключить внимание, человек отвлекается на что-то другое. Например, перекидывается парой слов с коллегами, устраивает небольшой перекус, заходит почитать дискуссию на форуме. Немного освежился и снова за дело.

Но если вы не хотите, чтобы во время чтения вашего текста читателю такие перерывы (во время которых он вполне может переключится на что-то другое насовсем) требовались по минимуму, преподносите информацию в увлекательной форме. И лучший способ сделать это — рассказывать истории. Конечно, на вас странно посмотрят, если сначала вы будете рассказывать о том, какой прекрасный пылесос вы можете предложить, а потом вдруг вспомните, как вчера на рыбалку с Васей ходили. Так что использовать нужно не просто истории, а истории, подтверждающие или уточняющие ваши слова. Можно использовать их как вводный текст, так и заключительный, а можно и в середину вставить. В меру истории везде хороши. А почему?

Во-первых, просто потому что истории естественно присутствуют в повседневном общении, а зачастую являются основной его составляющей. Уже только поэтому они будут легко восприниматься. Во-вторых, переключение на простой, краткий, но содержательный рассказ просто снимает напряжение и непременно вызывает хорошие эмоции. Если, конечно же, история рассказана хорошо и к месту. Впрочем, тут все не так сложно.

Просто не бойтесь поделиться собственными наблюдениями. Истории, рассказанные от первого лица, неизменно более интересны. Кроме того, рассказывая о себе и собственном опыте, вы тем самым переводите тон «общения» в более доверительный, даже если не общаетесь при это лично. И, возможно, через пару абзацев у читателя появится ощущение, будто он читает заметки старого знакомого.

И на закуску, для авторов искушенных — истории и анекдоты являются достаточно хорошей техникой влияния на читателя, если ваш текст призван что-то продать. Хорошо рассказанная история обладает способностью через своих персонажей обходить рациональную часть ума, попадая сразу в «несознательное». К примеру, один из персонажей может что-то рассказывать или внушать главному герою. Один персонаж может преподноситься как «положительный», а другой — как «отрицательный». В конце концов, это же просто общение героев. Тем не менее, интересно проанализировать, что же на самом деле пропагандируют эти «герои». В качестве разминки можно взять общеизвестные «Колобок» и «Курочка Ряба» 🙂

Не хуже историй действуют и пословицы-поговорки, а также цитаты. Вспомните свои ощущения от ярких высказываний, сделанных вовремя и к месту. Они не только оживляют любой рассказ, но и помогают быстро и эффективно донести мысль до слушателя. Полезно запоминать и записывать удачные афоризмы и пробовать использовать при случае. Заодно и для памяти тренировка 🙂

Цитаты — один из наиболее легких способов привлечь внимание к тексту. Во-первых, из-за своей формы они сразу бросаются в глаза, так как похожи на диалог, а диалог всегда делает текст более интересным. Кроме того, цитаты — хороший способ донести свои идеи, так как люди склонны прислушиваться к авторитетам.

Личная нотка

Как еще можно «оживить» текст, сделать его более «красочным» и понятным? Очень важно избегать безличного официоза и привносить в текст некую личную нотку. Говорите и пишите, обращаясь прямо к адресату, как будто он находится перед вами. Употребляйте теплые слова: «друзья», «товарищи», «коллеги». Используйте местоимения «я», «мы», «вы», а не безликие «некоторые», «кто-то».

Вообще, официоз и «рисование словами» плохо совместимы друг с другом. Слепое следование неким устоявшимся «правилам» обычно делает деловые речи и письма скучными, напыщенными и неинтересными. Тем не менее, всегда можно добавить жизни, ту самую «личную нотку», не отступая далеко от «стандартов». Достаточно писать более просто, прямо, в свойственной лично вам манере, называть вещи своими именами. А еще — немного больше улыбок, чуточку юмора… Ну разве можно будет назвать это «официозом»? 🙂

Не приятнее ли читать что-то, зная, что автор — реальный человек, заинтересованный как минимум в сохранности вашего здоровья?.. А что, челюсть, например, вполне можно вывихнуть от зевоты! 🙂

Лучше один раз увидеть!

А теперь переходим к следующему приему для улучшения восприятия текста. Как известно, зрительное восприятие дает больше пищи для эмоций. Информация через картинки воспринимается гораздо проще и быстрее, чем через текст, как бы хорошо он не был написан. Готовый образ доступнее, да и запоминается он легче и прочнее. Поэтому неудивительно,  что по некоторым данным иллюстрации увеличивают число прочитавших сопутствующий текст на 50%. Иллюстрация — отличная «приманка» к тексту. И чем примечательнее иллюстрация, тем большее число людей заинтересуется текстом.

Кроме того, использование изображений может уточнить, усилить текст или даже заменить его. Но также оно может быть бессмысленным и отвлекающим, поэтому не нужно вставлять изображения без веской причины. Изображение обязательно должно соответствовать теме статьи и способствовать наиболее полному пониманию текста.

Остается вопрос — где же взять нужные изображения и какие из них лучше использовать? Подробности — в статье «картинки для сайта«.

Предыдущие части статьи «Как написать текст, который прочитают до конца?»:

  1. Пишите кратко;
  2. Пишите грамотно;
  3. Пишите просто;
  4. Пишите системно;
  5. Выделяйте ключевые слова и основные мысли.
.