Эффективное планирование сайта. Структура

Воплощение любого проекта в жизнь проходит через четыре стадии. Сначала возникает Мысль. Потом эта Мысль плавно переходит в Намерение, которое в свою очередь порождает Действие. После того, как было совершено Действие, возникает Результат.

Мысль - Намерение - Действие - Результат

Думаю, Мысль у вас уже есть, так же как и Намерение. Осталось совершить Действие, которое приведет… Правильно, к Результату! На то, каким он будет, влияет все, что ему предшествует. Причем чем дальше тот или иной этап находится от самого Результата, тем большее влияние оказывает. Только влияние это внутреннее, и не сразу отразится на поверхности. Причина неочевидна и сокрыта глубоко внутри, именно поэтому бывает сложно разобраться – куда пропала мотивация, почему больше нет желания заниматься сайтом?..

Мой любимый пример, показывающий, насколько важно планирование – постройка дома. В самом начале закладывается фундамент. Если на этом этапе строители схалтурят, то последствия могут быть очень и очень неприятными. То, что дом перекосило, будет заметно не сразу, но сил на то, чтобы вернуть его в нормальное состояние потребуется гораздо больше, чем даже на первоначальную закладку фундамента.

Многие создатели сайтов, игнорируя планирование, не продумав основную тематику и даже не определившись толком, зачем же им сайт, сразу переходят к Действию. Конечно, их энтузиазм не может не радовать, однако, он очень быстро начинает затухать. И что же мы имеем в Результате? – Массу не доведенных до ума сайтов.

Вы когда-нибудь видели большой участок с множеством недостроенных домов? Домов, которые уже давно никто не строит. И не будет. Видели? И что же здесь страшного? А то, что это может случиться и с Вами…

Надеюсь, я не слишком Вас запугала и желание воплотить свои идеи в жизнь у Вас еще не пропало. Поэтому давайте перейдем непосредственно к планированию.

Структура

один из этапов планирования структуры сайта Школа своего ЗдоровьяНачнем со структуры. Возьмите листок, ручку и запишите все,  что имеет отношение к вашей теме. Для удобства можно взять несколько листков и записывать каждую идею по отдельности. Изложение идей на бумаге уже несколько устаревший, но все еще эффективный метод. Он также позволяет лучше сосредоточиться.

В качестве примера на рисунке справа приведен один из этапов планирования структуры сайта «Школа своего Здоровья».

Не беспокойтесь о порядке, смысле и логике, просто записывайте все, что придет в голову, вне зависимости от того, насколько тривиальными могут показаться ваши идеи. А вдруг потом окажется, что одна из этих нелогичных идей и станет «изюминкой» вашего сайта? 🙂

Согласитесь, составление структуры будущего сайта – процесс важный и ответственный, требующий повышенного внимания. Поэтому специально для него рекомендую выделить специальное время и найти место, где никто не будет мешать. Не забудьте захватить блокнот, ручку/карандаш и вперед 🙂

Но помимо внешних отвлекающих факторов существует еще и внутренние. В голове почти сразу же начнут появляться всякие-разные мысли и можно запросто забыть о том, зачем вообще рядом лежит этот блокнот.

И что делать? Существует несколько способов, помогающих «очистить» голову. Например, сосредоточиться одновременно на двух предметах. Через некоторое время в голове наступает вакуум. Хотя, потом может понадобится это повторить, но при должной тренировке хватает и одного раза.

Если времени много, то можно сначала пустить мысли в свободный полет. Думать, не задумываясь, несколько минут. То есть отстраниться и наблюдать за потоком мыслей как бы со стороны. Иногда и этого хватает, чтобы изгнать все ненужное.

Если не все проходит гладко, можно представить, как вы закрываете на ключик дубовую дверцу, через которую к вам приходят все мысли. Они, конечно, будут ломиться в эту дверь, но вы ее сделайте крепкой. И выметайте большой метлой всех, кто попробовал влезть. Оставьте только две мысли: о том, что дубовая дверь никого не пустит, и о том, что остальных выметает большая метла.

После нескольких бесплодных попыток вломиться к вам, мысли «устанут» и пойдут дальше по своим делам. А вы сможете, наконец, вспомнить о теме вашего сайта и начать целенаправленно генерировать идеи. Уже без надоедливых мыслей. А если они все же объявятся, достаточно будет вспомнить о большой метле 🙂

Записав все, что «сгенерировалось», начинайте выискивать схожие записи и объединять их по разным разделам. Чем больше записей для одного раздела, тем лучше.

Разделы и подразделы

Продумайте несколько версий для каждого раздела, потом выберите наилучший вариант. Если несколько похожих записей не удалось объединить в один раздел, стоит подумать о подразделах. Но не увлекайтесь! 🙂

После разработки схемы тематических разделов и заглавий переходите к составлению списка разделов и страниц будущего сайта. Запишите основу списка отдельно. Думайте, выбирайте наилучшее. Не забывайте, что каждую из этих страниц Вам потом нужно будет создать.

Жизнь — это движение, и если вы хотите, чтобы ваш сайт ЖИЛ, информацию на нем нужно время от времени обновлять. Сможете ли Вы обеспечить регулярное обновление каждого из разделов?

Лучше правильно рассчитать свои силы в самом начале. Ведь наверняка вы в одиночку не сможете делать регулярное обновление десяти больших разделов? Значит, и не нужно десять. Создавайте столько, сколько сможете поддерживать. Или, если уж будете создавать, то на века!

Вопросы о количестве разделов в меню возникают часто. На эту тему ведутся многочисленные споры. Одни говорит о правиле семи пунктов, другие о правиле пяти, третьи утверждают, что все это бред, а кто-то считает, что «чем больше, тем лучше»… Из этого разнообразя мнений вряд ли можно выделить какое-то универсальное, которое подходит для всех. Поэтому здесь вам придется полагаться только на себя. И объем информации вашего сайта, конечно 🙂

Разумеется, нужно учесть, что много разных разделов воспринимаются трудно. Если у вас такая ситуация, подумайте, может, стоит два раздела объединить в один? Или, если раздел небольшой, сделать его подразделом другого? Здесь решать только вам. И если в основе будет лежать стремление сделать сайт удобным для использования, думаю, вы примите верное решение.

Страницы разных уровней

Структура сайтов часто не ограничивается только разделами и подразделами. Например, на моем сайте существует раздел «Книги», включающий в себя два подраздела.

Книги
«Построй свой СУПЕР-САЙТ за 21 день!»
«Создай свой СУПЕР-САЙТ в Dreamweaver 8»

Но тремя страницами дело не ограничивается. Один из подразделов имеет еще одну страницу:

Книги
«Построй свой СУПЕР-САЙТ за 21 день!»
Отзывы на книгу
«Создай свой СУПЕР-САЙТ в Dreamweaver 8»

«Отзывы на книгу» – это страница третьего уровня. Поясняю, по какому принципу страницы разделяются на разные уровни.

Страницы разных уровнейКак известно, главная страница — это основная страница сайта, так как в 80% случаев посетитель первым делом попадает именно на нее. Ссылки, расположенные на главной странице, также имеют большое значение. Через них Вы можете перейти на страницы первого уровня — разделы сайта.

Через ссылки, расположенные на страницах первого уровня, вы можете попасть на страницы второго уровня — подразделы. И, аналогично, ссылки, расположенные на страницах 2-го уровня ведут на страницы третьего уровня, а ссылки, расположенные на страницах 3-го уровня, ведут на страницы четвертого уровня.

Важно знать, что страницы углубленностью более третьего уровня допустимо использовать только на объемных сайтах, содержащих большое количество информации. Когда для того, чтобы найти нужную информацию, приходится нажимать на ссылки снова и снова, это очень утомляет. Поэтому не советую вам сильно «углубляться».

Задание

Составьте структуру вашего сайта, включающую в себя все страницы, которые вы планируете создать. Структуру можно записать в любом текстовом редакторе, отделяя страницы разных уровней с помощью отступов. Например, так:

1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень
1-й уровень
2-й уровень <…>