Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан
(Курт Воннегут)
Безусловно, умение объяснить детям сложные понятия — вершина мастерства. Для написания же действенного текста достаточно того, чтобы он был понятен целевой аудитории. То есть текст не должен быть совсем примитивным: если аудитории, на которую ориентирован текст, уже знакомы какие-то формулировки, ни к чему снова их «разжевывать». Но если вводится новая информация, дополнительные объяснения необходимы.
Старайтесь не использовать профессиональные термины, если текст не ориентирован на специалистов. Исключение следует сделать для обучающих текстов. Так, например, было бы странно в статье для начинающих компьютерных пользователей все время употреблять «большой железный ящик» вместо «системный блок». Но использовать слово «системник» или даже жаргон типа «ведро» уже перебор, который только навредит и запутает читателя.
И не забудьте, что при введении нового слова обязательно нужно дать его определение в примечаниях или самом тексте. Ведь если даже одно слово осталось без объяснений, последующий текст уже не воспринимается. Так устроен наш мозг. И чем больше таких непонятных слов, тем меньше вероятность, что информация будет усвоена.
Не меньше, чем специальные термины, внимание читателя отвлекают так называемые «преувеличения«. Всегда существует соблазн использовать такие слова как «первоклассный», «самого высокого качества», «уникальное предложение» и т.д., чтобы придать тексту дополнительную эмоциональную окраску. И если в повседневной беседе это выглядит естественным: «Сто лет не виделись!», «Двигается с черепашьей скоростью», то при описании продукта или услуги стоит прежде всего ориентироваться на факты, а не заменять их гиперболами.
Если в тексте зашла речь об определенных услугах, цифрах, клиентах, успехах и т.п. — конкретизируйте, называйте их. Таким образом описание станет более понятным, текст будет читаться легче, да и конкретные фразы, безусловно, вызывают доверие. Ведь если вы пишите, что ваш продукт не просто был «одобрен ведущими специалистами», а приведете список выставок и разместите отзывы, то скорее всего, так оно и есть, потому что это легко проверить. А так попробуй, пойми — что это за «ведущие специалисты».
Пускай читатели лучше потратят свое время на анализ и сравнение составляющих продукта или услуги, а не на отделение фактов от преувеличений.
Кстати, один из наиболее простых способов стать ближе к людям, для которых вы пишите — посмотреть, какие слова они используют при поиске через поисковые системы. Когда вы начнете употреблять термины, которые люди вводят в строку поиска, чтобы узнать о ваших товарах или услугах, вы получите «моментальное узнавание«: «Где-то это я уже слышал..», «О, да они говорят со мной на одном языке!».
Продолжение статьи «Как написать текст, который прочитают до конца?» — Пишите системно;