Как написать текст, который прочитают до конца? — Пишите кратко!

Коль хочешь говорить, скажи, но кратко,
Чтоб был в едином слове смысл десятка.
(Ю. Баласагуни)

Враг №1 — многословие

Одним из основных препятствий на пути составления удобного для восприятия текста является многословие. Излишество слов, отсутствие четкости и в речи или в изложении чего-либо — думаю, вам будет не сложно вспомнить примеры из собственного опыта. Избавляться от ненужных слов нужно безжалостно. Это самый простой и эффективный способ работы над текстом.

Как определить лишнее? Очень просто. Если, вычеркнув какое-то слово, вы не исказите смысл предложения, смело делайте это!

Как правило, лишними являются «слова-паразиты», такие как: «вообще», «в принципе», «собственно говоря», «ну», «это самое» и прочие.  Проявляются слова-паразиты чаще всего в разговорной речи, но нередко можно встретить их и в письменной. Слова-паразиты обычно заполняют паузы и являются следствием волнения, несобранности а также, что самое главное — ограниченного словарного запаса и неумения грамотно построить свою речь.

Различные вводные слова, которые включены в текст только для подчеркивания искренности, например «действительно» или «на самом деле» также не являются необходимыми.

Рецепт один для всех форм паразитов — уничтожать! Но прежде чем проблему решить, нужно признать, что она имеет место быть. На первом этапе требуется тщательно отслеживать все произносимые и записываемые слова. В письменном изложении своих мыслей, разумеется, проще, есть время подумать и подобрать наилучший вариант. И, разумеется — практика. Больше читать, чаще выступать. Писать, писать и еще раз писать.

Но не только «слова-паразиты» и лишние слова-связки способствуют созданию многословия. Освободите ваш текст от лишних объяснений, необязательных подробностей, фраз, которые повторяют уже сказанные слова и… почувствуйте разницу 🙂

Враг №2 — пустословие

Впрочем, есть кое-что пострашнее многословия. Это — пустословие. «Много и ни о чем» — типичное описание большинства разговоров. Подойдите к беседующей группе людей на улице, прислушайтесь к разговору друзей за праздничным столом и вас поразит бессвязность и бессмысленность такой беседы. А ведь любое время и усилие, безрезультатно потраченные человеком, является, в сущности, потерей частицы самой жизни. Вам дорога ваша жизнь? А жизнь ваших посетителей?..

Да, страдают пустословием и составители текстов для сайтов. Различные вступительные речи вроде «Добро пожалось на сайт… Здесь есть то-то и то-то… Желаем хорошо провести время» носят описательный характер и не содержат никакой полезной информации. Обычно они напоминают обыкновенный «треп», разговор ради разговора, и лишь делают страницу немного более серьезной, чем она есть на самом деле. На торжественные высказывания, официозные выражения и другие порождения пустословия смело натравляем клавишу <Delete>.

Насчет вступительных речей и инструкций стоит задуматься — а нужны ли они вообще? Что изменится, если их убрать? Не лучше ли разместить объекты на странице таким образом, чтобы понимание ее назначения было самоочевидным? Если же дополнительные объяснения и подсказки необходимы, сократите их до минимума.

Пустословие часто проявляется в общих словах, которые можно заменить конкретными описаниями. Например, «Наша фирма имеет многолетний опыт работы в сфере <…>» можно переделать как «Наша фирма работает в сфере <…> уже более 8 лет«. Важно, чтобы посетителю было сразу понятно, что вы ему предлагаете. Кроме того, это оживляет текст и вызывает доверие 🙂

Не забывайте о разбиении на абзацы!

В процессе написания и редактирования текста стоит учитывать, что при чтении большого, длинного предложения обычно запоминается только некоторая его часть, остальное просто «стирается». Старайтесь по минимуму использовать причастные и деепричастные обороты и уж ни в коем случае не стройте из них огромных конструкций.

Иногда длинные предложения могут быть полезны – если требуется показать важность основной идеи и второстепенность вспомогательной. Но чересчур громоздкое потребует от читателя умения разбить его на отдельные. Лучше всего подавать идеи последовательно, одну за другой, а не несколько сразу. Иначе читатель может просто-напросто запутаться и ему придется перечитать текст еще раз. Еще раз и еще… Разве кому-то нравится разбираться с запутанной структурой предложения?

Также не стоит забывать о разбиении на абзацы. Оно идет по принципу: «Каждая новая мысль — новый абзац«. Как правило, каждый абзац содержит предложение, выражающее основную идею, а остальные служат дополнением. Оптимальный размер абзаца — 2-3 строки. Короткие абзацы упрощают просмотр текста.

При написании текста нередко хочется сделать какие-то отступления от темы, но включать их в текст нужно по минимуму. Иначе о краткости можно будет только мечтать 🙂 Лучше всего перенести все, что прямо не относится к основному тексту, на дополнительные страницы. Например, информацию, интересную только для небольшой части пользователей, дискуссии или объемное описание истории. Тот, кто интересуется, прочитает. Остальных же не стоит отвлекать от основного текста.

Продолжение статьи «Как написать текст, который прочитают до конца?» — Пишите грамотно;